Системы безопасности Публикации и статьи 20 ЛЕТ УСПЕХА (журнал "Потребитель. АвтоДела" №16, сентябрь 2007)


20 ЛЕТ УСПЕХА (журнал "Потребитель. АвтоДела" №16, сентябрь 2007)

День рождения человека – это всегда событие, а день рождения компании – событие вдвойне. Тем более если это юбилей компании "Альтоника" – ведущего предприятия по разработке и производству автомобильной и промышленной электроники, средств радиосвязи, медицинской техники и радиоканальных систем для охраны стационарных объектов.

 

20 лет, а именно столько исполняется компании в ноябре этого года, для любого бизнеса возраст немалый, особенно если учесть, что все эти годы компания была неизменным лидером на российском рынке автомобильных сигнализаций и средств защиты от угона.

А секрет успеха кроется в постоянном стремлении делать отечественные противоугонные компоненты лучшими в мире, для чего с момента основания был создан мощный отдел перспективных разработок. Научно-исследовательского потенциала этого отдела вполне хватает для того, чтобы "Альтоника" своими новыми разработками сама задавала тон, выводя на рынок действительно инновационные продукты и технические ноу-хау, повторить которые конкуренты могут лишь спустя продолжительное время.

Еще одним слагаемым успеха стала высокая надежность продукции, производимой на самом современном автоматическом оборудовании, которому могут позавидовать многие западные производители электроники.

На сегодняшний день компания выпускает автомобильную продукцию пяти известных торговых марок, в число которых входят GUARD, REEF, WOODOO, LOCKUS и, конечно же, ставшие легендарными противоугонные системы BLACK BUG. История развития каждой торговой марки заслуживает отдельного внимания, однако формат данного материала ограничен, поэтому остановимся о наиболее известном бренде – BLACK BUG, в корне изменившем принципы защиты автомобиля от угона.

Работу по направлению защиты автомобиля от угона компания начала в начале 90-х годов прошлого века, во времена господства импортных производителей охранных систем. И уже начиная с первой системы ее продукция ни в чем не уступала зарубежным аналогам.

1995 год.
Элитная защита от угона

Перелом наступил в 1995 году. Именно в это время на рынок вышла абсолютно новая противоугонная система, получившая название Black Bug, не имеющая на тот момент аналогов в мире.

Уже тогда в самой первой системе был заложен принцип элитной защиты от угона: максимальная эффективность при максимальном удобстве пользования. Давайте вспомним, как тогда работали все сигнализации (да и большинство работают в настоящее время): для снятия с охраны надо было либо нажать кнопку на брелоке, либо прислонить ключ к специальному гнезду, либо набрать специальный код. Помимо лишней информации, которую необходимо было держать в голове, такие действия вызывали определенные неудобства и давали возможность преступникам по внешнему виду брелока определить марку и модель установленной противоугонной системы.

С системой Black Bug никаких действий для управления снятием и постановкой не требовалось – достаточно было лишь иметь при себе специальную карточку-транспондер. В сиденье водителя размещался специальный считыватель кода, который каждый раз при включении зажигания производил опознавание электронной карточки. Если дверь водителя открывалась при заведенном двигателе, то система производила повторное опознавание. Отсутствие карточки расценивалось системой как разбойное нападение на автомобиль, и Black Bug включал режимы безопасной блокировки двигателя.

Для "начинки" первых электронных карточек использовались транспондеры Tiris корпорации Texas Instruments Inc. Тогда даже сами представители корпорации помыслить не могли, что возможно именно такое применение транспондерных технологий. В своем корпоративном журнале они оценили разработку и появление противоугонных систем Black Bug как "технологический прорыв, опередивший время".

1997 год.
Блокировки-невидимки

Через два года после появления систем Black Bug российские инженеры вновь смогли удивить весь мир новой линейкой продукции под именем Black Bug Plus. Главное новшество состояло в том, что системы комплектовались цифровыми реле Hook-Up, управляемыми по штатной проводке. Реле Hook-Up не разрешали запуск двигателя до тех пор, пока от блока управления не придет специальный зашифрованный разрешающий сигнал, передаваемый по штатной проводке. Таким образом, от блока управления системы к реле не шло никаких дополнительных демаскирующих проводов. Кроме того, уникальный номер центрального блока прописывается в памяти реле, и удаление либо подмена системы приводила лишь к полной блокировке реле. Еще одним достоинством является то, что максимальное число одновременно применяемых "умных" реле ничем не ограничено. Название этой зарегистрированной торговой марки уже прочно вошло в лексикон установщиков и автолюбителей, и давно используется в качестве нарицательного имени всех цифровых реле.

В том же году, благодаря применению активных меток-транспондеров, радиус опознавания увеличился в три раза. Начиная с этого момента владелец автомобиля мог спокойно передать управление другому водителю, пересев на пассажирское или заднее сиденье. При этом сидящий за рулем мог и не подозревать о наличии противоугонного комплекса. Новыми метками комплектовались обе линейки Black Bug.

2000 год.
Свой – чужой

Именно в этом году специалисты компании поставили точку в борьбе с находящимися у всех на слуху кодграбберами, сканерами и специзделиями, якобы вскрывающими любые сигнализации.

Новая технология кодировки радиосигнала DID (Динамический Идентификационный Диалог) не оставила угонщикам и шанса для взлома радиоканала. Главное отличие от алгоритмов, существовавших до сих пор, – наличие многоступенчатого диалога между основным блоком и брелоком-меткой. Диалог происходит примерно следующим образом: для начала метка должна получить сообщение о том, что она находится в зоне видимости системы. Следующий шаг – отзыв метки собственным кодом. После его получения система выдает случайное число, которое метка принимает, преобразует согласно заложенному в нее нелинейному алгоритму и передает обратно. Система параллельно проводит такое же преобразование, и при совпадении чисел автомобиль снимается с охраны. Таким образом, подобрать или копировать оригинальные метки просто невозможно.

Со временем арсенал противоугонных систем Black Bug пополнился L-каналом, обеспечивающим уверенное опознавание метки-транспондера даже при наличии помех. Противоугонные системы с резервным L-каналом связи особенно рекомендуется устанавливать в автомобили, оснащенные современным электронным оборудованием, создающим наводки и помехи.

2001 год.
Ждать не смыкая глаз

Именно так в переводе с английского языка звучало название уникальной технологии Wait Up, представленной в 2001 году. На этот раз инженерам удалось разместить в корпусе дистанционно управляемого реле еще и датчик движения. Работает блокировка следующим образом. Если автомобиль неподвижен, то реле ничем не выдает своего присутствия, позволяя работать двигателю в штатном режиме. Но как только автомобиль тронется с места, электрическая цепь размыкается и двигатель глохнет. Когда автомобиль остановится, блокируемая цепь вновь замкнется и ничем не будет выдавать своего присутствия (найти его будет невозможно даже с помощью специального оборудования!). Важный момент — решение о блокировке реле Wait Up принимает самостоятельно, без участия блока управления противоугонной системы. Реле будет работать даже в том случае, если злоумышленник разрушит или демонтирует остальные компоненты охранного комплекса автомобиля. Кстати, технология Wait Up даже сегодня является единственной возможностью организовать дистанционный или автоматический запуск двигателя без ущерба для угоностойкости.

2003–2004 годы.
Двухпроводной BLACK BUG

В середине 2003 года появились абсолютно новые противоугонные системы Black Bug со встроенным датчиком движения, подсоединяющиеся к штатному электрооборудованию всего в двух точках: к массе и к зажиганию. Такое решение позволило устанавливать охранный комплекс на самые современные автомобили, в том числе и с цифровыми информационными шинами. Системы оснащались полным набором передовых технологий (Wait Up, Hook-Up, DID, L-канал), включая передовой алгоритм защиты от захвата, когда на автомобиле с заведенным двигателем опознавание метки-транспондера производится каждый раз с началом движения.

Через год функциональность систем возросла за счет того, что они получили дополнительный разъем для подключения к автосигнализациям. Таким образом, помимо противоугонных функций системы Black Bug выполняли еще и функцию датчика перемещения, реагирующего на попытки отбуксировать или откатить охраняемый автомобиль.

2005 год.
Страховка от обмана

В 2005 году наравне с задачей по защите автомобиля от угона встала проблема борьбы с участившимися случаями мошенничества со стороны автолюбителей, застраховавших свой автомобиль от угона. И вновь российские инженеры первыми в мире разработали уникальную систему для страховых компаний Black Bug BT-81. Общественности система была представлена на международной выставке "Мотор Шоу-2005".

Практически во всех страховых договорах есть специальный пункт, который требует от страхователя предоставления полного комплекта ключей в случае угона автомобиля. Однако мошенники, организовывавшие "договорные" угоны, обходили это требование, просто докупав нужные брелоки в магазинах.

С противоугонной системой Black Bug BT-81 обмануть страховую компанию уже не получится. При производстве в память меток заносится уникальной номер системы, который фиксируется в базе данных страховой компании. Соответственно, противоугонная система не дает возможности автовладельцу сменить метки или прописать новые. Таким образом, в случае угона страховая компания проверяет серийные номера с помощью специального программного и аппаратного обеспечения – их несовпадение и выявляет мошенничество. Помимо этой информации метка выдает специалистам еще и протокол событий, рассказывая, что происходило с автомобилем, с указанием времени и даты события.

Кроме того, в системе Black Bug BT-81 имеется защита, запрещающая владельцу менять какие-либо настройки, рекомендованные страховой компанией или производителем. Под запретом и режим Valet, которого просто не существует в данной системе, а проблема с посещением автосервиса решается очень просто: можно смело оставлять метку в машине – все равно ни скопировать, ни прописать новую не получится.

2007 год.
Диалог – на радио, динамику – на провода

Свой юбилейный год компания "Альтоника" отметила серьезным обновлением и расширением модельного ряда автомобильных сигнализаций и противоугонных систем, среди которых знаковым событием можно считать появление преемника знаменитой 71-й серии иммобилайзеров Black Bug. Новая линейка противоугонных систем Black Bug включает четыре модели: BT-72W, BT-72L, BT-72W2 и BT-72L2.

В первую очередь в новых моделях модернизировали протокол радиообмена между транспондерной меткой и основным блоком системы. Несмотря на то, что и ранее технология диалоговой кодировки DID первого поколения не вызывала никаких сомнений в стойкости, разработчики усовершенствовали протокол, предотвратив даже теоретическую возможность электронного взлома или подмены радиосигнала.

Также был модернизирован и протокол обмена данными между управляющим блоком и дистанционными реле, управляемыми по штатной проводке: теперь сигнал, разрешающий разблокировку двигателя, защищен динамической кодировкой.

В противоугонных системах Black Bug 72-й серии появилась возможность подключения к информационно-охранным системам Reef GSM, позволяющим управлять иммобилайзером по телефону и получать информацию о состоянии автомобиля в виде простого телефонного звонка или SMS-сообщения. А при подключении спутниковой системы Reef GSM-3000 добавляется возможность определения местоположения автомобиля.

Хорошо, если в рамках данного материала нам удалось осветить хотя бы десятую часть разработок компании, оказавших весомое влияние на рынок автомобильных противоугонных систем. И это лишний раз служит подтверждением высокого статуса компании как производителя элитных систем защиты от угона. Ну а коллектив редакции "Потребитель. АвтоДела" от всей души поздравляет всех сотрудников компании "Альтоника" с грядущим юбилеем и желает компании дальнейшего процветания и благополучия!

Олег ТИХОНОВ,
ведущий редактор журнала
"Потребитель. АвтоДела"

Вернуться к списку публикаций

Наши контакты

 

  • Адрес: Москва, Электролитный пр-д, д.3 стр.3
  • Тел:    +7 (495) 132-66-22
  • Email: company@altonika.ru

Найти нас на карте

Подписка на рассылку

Системы безопасности Публикации и статьи 20 ЛЕТ УСПЕХА (журнал "Потребитель. АвтоДела" №16, сентябрь 2007)