Системы безопасности Публикации и статьи БИОМЕТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ (журнал "12 Вольт" №8, август 2006)


БИОМЕТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ (журнал "12 Вольт" №8, август 2006)

Биометрические системы охраны появились на автомобильном рынке относительно недавно, но уже успели завоевать популярность среди автолюбителей. Большим интересом среди автовладельцев пользуются биометрические иммобилайзеры WOODOO.

Успешное продвижение этих систем во многом обусловлено высокими техническими характеристиками и функциональными возможностями. Об особенностях иммобилайзеров WOODOO и перспективах развития биометрических технологий на российском рынке рассказывает заместитель директора по маркетингу компании "Альтоника", кандидат технических наук Борис Медведев.

– В последние годы ведущие мировые производители электронной техники все чаще внедряют в свои изделия различные биометрические технологии. Уже не редкость карманные компьютеры, дверные замки, ноутбуки и телефоны со встроенными сканерами отпечатков пальцев, не говоря уже о серьезных системах контроля доступа, применяемых в крупнейших корпорациях, банках и государственных учреждениях. Скажите, почему для автомобильного рынка была выбрана именно технология идентификации по отпечаткам пальцев?

– Действительно, еще лет десять назад биометрическая идентификация в основном встречалась лишь в кино да в фантастической литературе, а сейчас биометрические технологии переживают настоящий бум. Можно с уверенностью сказать, что они прочно заняли свое место на рынке систем безопасности.

На сегодняшний день активно внедряются более десятка технологий, основанных на методах идентификации по отпечаткам пальцев, радужной оболочке глаза, геометрии руки, сетчатке глаза, отпечатку ладони, голосу, подписи, строению кровеносных сосудов, форме лица, походке и другие. Некоторые из этих технологий только-только начали развиваться (например, технология идентификации лица в трехмерном измерении). Другие же технологии, например, идентификация по отпечаткам пальцев, переживают бурный рост и уже вовсю применяются в электронной технике различного назначения.

Стоит сразу отметить, что на рынке биометрии пока нет какой-то лидирующей технологии. Конечно, некоторые из них могут быть технически совершенными, но в то же время не совсем удобными для внедрения и применения. И наоборот. Это отчасти подтверждает рост популярности технологий распознавания по голосу и по подписи, связанный с простотой применения и умеренной ценой.

В настоящее время наибольшее применение находит технология идентификации по отпечаткам пальцев. Уже создано большое количество сканеров (оптических, емкостных, ультразвуковых), эффективно использующих данную технологию, да и цена на такие устройства с каждым годом все ниже и ниже. Согласно оценкам экспертов, продукция, использующая эту технологию, занимает около 60 процентов мирового рынка биометрии.

Идея биометрической идентификации по отпечаткам пальцев не нова. Первая биометрическая система, опознающая пользователя по отпечаткам пальцев, появилась еще в середине 80-х годов прошлого века. С тех пор эта технология шагнула далеко вперед и стала достаточно надежной для внедрения в системы контроля доступа.

Наши же специалисты начали рассматривать возможность внедрения биометрических технологий в противоугонные системы лишь в конце 90-х годов. Конечно, тогда еще и речи не было о массовом производстве из-за дороговизны комплектующих, делающих конечный продукт, образно говоря, золотым. Но мы уже тогда понимали, что это лишь вопрос времени.

– Борис Михайлович, а какова история создания биометрических систем охраны WOODOO?

– Для начала стоит отметить, что разработка и производство охранно-противоугонных систем для компании "Альтоника" является одним из приоритетных направлений деятельности. Инженеры-разработчики нашей компании занимаются этим почти два десятилетия, а продукция, созданная ими, пользуется высоким спросом на автомобильном рынке. Серьезным стартовым преимуществом наших биометрических систем стало то, что они вобрали в себя самые передовые технические решения. В частности, биометрические иммобилайзеры WOODOO, поступившие в продажу в начале этого года, были созданы на базе элитных противоугонных систем BLACK BUG, которые уже более 10 лет занимают лидирующие позиции на мировом рынке автосигнализаций.


Биометрическая система охраны WOODOO WD-800W

Реальную работу по внедрению биометрических технологий в автомобильные охранно-противоугонные системы "Альтоника" начала в 2003 году. Имея большой опыт в области защиты автомобилей от угона, инженеры-разработчики нашей компании смогли сконцентрировать свои усилия именно на алгоритмах и программной части систем, отвечающих за биометрическую идентификацию. Вскоре появился прототип биометрического иммобилайзера, на котором дорабатывалась программная часть перспективных противоугонных систем. Кстати, первые экспериментальные модели до сих пор успешно функционируют на автомобилях некоторых наших сотрудников, выразивших желание провести тестирование в реальных условиях. В результате эффективной работы по этому направлению биометрические иммобилайзеры WOODOO были готовы еще в конце 2004 года.

– Но в продажу они поступили несколько позже, лишь в начале этого года…

– Совершенно верно. Перед началом серийного производства наша компания совместно с региональными представителями провела длительное тестирование новейших иммобилайзеров в различных уголках нашей страны. Таким образом, удалось не только проверить биометрические системы в различных климатических условиях, но и ознакомить с ними практически всех региональных представителей, охватывающих крупнейшие российские города. Помимо этого, в течение 2005 года биометрические иммобилайзеры демонстрировались нашим дилерам и представителям установочных центров на различных выставках.

Только после всесторонних испытаний было принято решение о начале серийного производства этих систем. На сегодняшний день биометрические иммобилайзеры WOODOO можно приобрести и установить практически в любом городе, где работают дилеры нашей компании или их торговые представители.

– Биометрические иммобилайзеры WOODOO уже достаточно хорошо известны на рынке, поэтому подробно останавливаться на технических характеристиках не будем. Гораздо интереснее услышать комментарий относительно некоторых отличительных особенностей этих систем. Особый интерес вызывает отсутствие традиционного ПИН-кода.

– Отсутствие ПИН-кода – это лишь одна из отличительных особенностей иммобилайзеров WOODOO. Сразу отмечу, что возможность отключения с помощью секретного кода инженеры компании "Альтоника" применяли и будут применять в тех системах, где используются электронные метки и брелоки. Такая возможность просто необходима на случай утери или поломки брелока.

С биометрическими противоугонными системами ситуация иная. Палец, в отличие от брелока, нельзя забыть дома или потерять в переполненном супермаркете. Батареек палец тоже не имеет, так что проблем на этой почве возникнуть не может. А раз так, то какой смысл оставлять лазейку для злоумышленников?

Такому техническому решению есть еще одно объяснение. Дело в том, что биометрические иммобилайзеры WOODOO изначально создавались с учетом новых требований страхового рынка. Многим страховщикам теперь интересно только то оборудование, которое исключает или сводит к минимуму влияние пресловутого человеческого фактора со стороны страхователя. Ведь у владельца могут подсмотреть ПИН-код, а потом воспользоваться им для угона автомобиля. Бывают случаи, когда недобросовестные страхователи входят в сговор с угонщиками, чтобы потом обратиться в страховую компанию с требованием возместить ущерб. А если ПИН-код и вовсе является постоянным, то никакая серьезная страховая компания вообще не станет рассматривать такую систему. Далеко не каждый владелец сможет сохранить ПИН-код в тайне, особенно если он сложный, а применяется крайне редко. Естественно, любой здравомыслящий страховщик, умеющий считать деньги, предпочтет строгую и бескомпромиссную систему.

– А если автовладелец повредит палец, сможет ли он завести двигатель?

– Конечно, сможет. Владелец изначально регистрирует в памяти системы отпечатки четырех пальцев, и если один из них будет поцарапан, то можно будет предъявить другой палец. Не вдаваясь в технические подробности (они уже достаточно хорошо всем известны) напомню, что при распознавании какого-либо из зарегистрированных отпечатков иммобилайзер WOODOO выполняет определенное действие: отключает блокировки, позволяет зарегистрировать дополнительного водителя или отключает систему. Кстати, вместо дополнительных водителей владелец для подстраховки может прописать другие пальцы. Что ни говори, нужно очень постараться, чтобы одновременно повредить сразу все пальцы. Ну и, конечно, владелец может воспользоваться такой возможностью по прямому назначению – прописать дополнительных водителей: ими могут быть родные и близкие, а также наемные водители. Процедура записи и удаления отпечатков других водителей предельно проста и не требует подключения компьютера. Требуется лишь личное присутствие владельца, что еще раз говорит о строгости системы.

– А нет ли здесь "лазейки", которой могут воспользоваться те же недобросовестные страхователи, прописав в систему отпечатки угонщика?

– Никаких лазеек здесь нет. Если страхователь предъявит определенные требования, например, ограничение на количество водителей, допущенных к управлению застрахованным автомобилем, то этот вопрос легко решается в процессе установки системы.

С другой стороны, многим автовладельцам такая возможность очень интересна, тем более что она обеспечивает дополнительные сервисные возможности. Дело в том, что биометрический иммобилайзер WOODOO по отпечатку пальца определяет, какой из зарегистрированных водителей собирается отправиться в дорогу, и замыкает один их четырех выходов на "массу". Такую возможность можно использовать для реализации сервисных функций. Например, при опознавании того или иного водителя система может установить на заданный уровень сиденье, рулевую колонку, зеркала, а также выполнить другие настройки. До появления на рынке иммобилайзеров WOODOO подобный "сервис" предусматривали лишь элитные автосигнализации BLACK BUG SUPER.

– Борис Михайлович, а какие проблемы решают биометрические иммобилайзеры, актуальные для автовладельцев?

– В последнее время значительно возросло количество угонов, которым предшествует кража ключей от автомобиля и брелока сигнализации. Воруют везде: на рынках, в супермаркетах, на дачах и даже в охраняемых офисах. Теперь ключи от автомобиля и брелок сигнализации угонщику больше не помогут, так как WOODOO разрешает заводить двигатель только хозяину. Именно в этом и заключается одно из основных преимуществ биометрических иммобилайзеров.


Для отключения блокировки двигателя автовладельцу нужно
приложить палец к сканирующему устройству

До недавнего времени от этой напасти были защищены лишь владельцы автомобилей, оборудованных противоугонными системами с транспондерной технологией. Привычка носить метку отдельно от ключей и брелоков многим автовладельцам не раз позволяла предотвратить неизбежный угон. Можно сказать, что теперь к транспондерным противоугонным системам подоспело подкрепление.

– Кстати, а вы не боитесь, что биометрические иммобилайзеры WOODOO составят серьезную конкуренцию противоугонным системам BLACK BUG?

– Наша компания идет в ногу со временем, а иногда даже опережает его. Мы не только создаем и применяем в своей продукции самые современные технологии, но и поставляем на рынок весь спектр охранно-противоугонной электроники: автосигнализации, иммобилайзеры, GSM-сигнализаторы, спутниковые системы охраны, радиопоисковые системы, датчики, автопейджеры, сервисные системы, в общем, все, что необходимо для комплексной охраны автомобиля и защиты от угона. Биометрические системы охраны органично вписываются в общий модельный ряд автомобильных охранных систем.

Теперь по поводу конкуренции между противоугонными системами с транспондерной технологией и биометрическими иммобилайзерами. Здесь следует понимать, что каждая из этих систем имеет свои преимущества и ориентирована на определенную категорию пользователей. BLACK BUG отличается исключительным удобством в эксплуатации, так как для отключения блокировок двигателя ничего делать не нужно – система все делает сама при опознавании электронной метки. Эти противоугонные системы уже настолько доказали свою надежность, что многие люди при покупке автомобиля даже не рассматривают иные варианты защиты.

Биометрические иммобилайзеры работают иначе. Для отключения блокировки двигателя автовладельцу нужно приложить палец к сканирующему устройству. Если водитель в пути откроет дверь, то перед началом движения (или уже в дороге) ему нужно будет пройти повторную идентификацию, вновь приложив палец к сканирующему устройству. В противном случае биометрическая система перейдет в режим тревоги и заблокирует работу двигателя. Несмотря на то, что водителю приходится выполнять определенные действия, он избавляется от необходимости иметь при себе электронную метку. Впрочем, как показывает практика, автолюбители не возражают против идентификации по отпечатку пальца, а многие из них даже просят установить сканер на видном месте, чтобы лишний раз продемонстрировать пассажирам свою индивидуальность.

Таким образом, предлагая широкий спектр охранно-противоугонного оборудования, мы позволяем автовладельцу подобрать для себя оптимальный вариант.

– Борис Михайлович, какие противоугонные технологии применяются в иммобилайзерах WOODOO?

– В первую очередь я хотел бы отметить новые реле WAIT UP и HOOK-UP с динамическим кодированием управляемых сигналов. Обнаружить эти устройства крайне затруднительно, так как они скрытно устанавливаются в автомобиле и не связаны с центральным блоком дополнительными проводами. Сигналы управления противоугонными устройствами надежно защищены от перехвата и подмены. Да и сам метод передачи кодированных сигналов, применяемый в противоугонных системах компании "Альтоника", на сегодняшний день является самым продвинутым и помехозащищенным, что позволяет устанавливать реле блокировки на большом удалении от блока управления.

Биометрическая система с противоугонным устройством WAIT UP стоит дороже, так как она не только обеспечивает самый современный вариант блокировки, но и позволяет реализовать возможность дистанционного и автоматического запуска двигателя. Кстати, благодаря наработанным технологиям, биометрические иммобилайзеры WOODOO выгодно отличаются от аналогов, декларирующих схожие возможности. К примеру, после автозапуска владельцу не нужно глушить, а затем повторно заводить двигатель для идентификации. Нужно лишь снять авто с охраны, повернуть ключ в замке зажигания и приложить палец к сканеру.

Помимо этого, иммобилайзер WOODOO позволяет реализовать защиту от угона по принципу "блокировки под капот, капот под замок". В соответствии с этой современной противоугонной методикой реле WAIT UP и HOOK-UP размещаются в подкапотном пространстве, а капот защищается дополнительным электромеханическим замком, который открывается после успешной биометрической идентификации, а закрывается при постановке автомобиля на охрану.

Биометрические системы также предусматривают противоразбойный режим AntiHiJack, для активации которого в критической ситуации ничего делать не нужно – WOODOO все делает автоматически. Каждый раз при открывании двери водителя иммобилайзер переходит в дежурный режим, не нарушающий работу двигателя. Перед началом движения автомобиля владелец (или другой зарегистрированный пользователь) должен пройти повторную идентификацию. Забывчивому водителю система обязательно напомнит о необходимости пройти повторную проверку через несколько секунд после начала движения. Если же биометрическая система не обнаружит зарегистрированного пользователя, то работа двигателя будет заблокирована в безопасном режиме, включится сигнализация, а на заданные телефонные номера будут переданы тревожные извещения.

Кстати, по желанию автовладельца противоразбойную функцию AntiHiJack можно не активировать (это опять-таки легко решается в процессе установки системы). Дело в том, что для некоторых марок автомобилей, которые не пользуются повышенным интересом среди угонщиков, такая функция может быть не актуальной. Поэтому многих водителей вполне устраивает, чтобы биометрическая система лишь выполняла противоугонные и охранные функции.

– Расскажите, как биометрические иммобилайзеры стыкуются с другими компонентами охранно-противоугонного комплекса?

– Биометрические системы WOODOO могут стать хорошей основой для создания мощного охранно-противоугонного комплекса. Они обладают самыми современными противоугонными технологиями, позволяют реализовать элитные сервисные функции, могут управлять электромеханическим замком капота, а также имеют интерфейс для совместной работы с автосигнализациями и GSM/GPS-системами. Для подключения к ним в блоке управления иммобилайзера предусмотрены отдельные разъемы.


Биометрические системы WOODOO могут стать хорошей основой
для создания мощного охранно-противоугонного комплекса

При подключении к автосигнализации иммобилайзер WOODOO выполняет охранную функцию – реагирует на любые попытки отбуксировать автомобиль или погрузить его на эвакуатор. Благодаря такой возможности владелец сможет вовремя отреагировать на попытки эвакуировать автомобиль и ему не придется разыскивать его по штрафстоянкам и оплачивать навязанные "услуги".

С помощью GSM-сигнализатора или спутниковой системы серии REEF GSM добавляется возможность оповещения и управления по каналам сотовой связи. Водитель сможет получать извещения о состоянии и местоположении автомобиля, а также по телефону блокировать работу двигателя.

– Любая из биометрических технологий, включая идентификацию по отпечаткам пальцев, имеет как преимущества, так и слабые стороны. Вы можете их назвать?

– Действительно, многие физические черты человека вполне пригодны для биометрической идентификации. Несмотря на это, некоторые методы до сих пор имеют свои ограничения. Что касается идентификации по отпечаткам пальцев, то сильные стороны этой технологии перевешивают ее недостатки. Впрочем, если данную технологию рассматривать на примере иммобилайзеров WOODOO, то эти недочеты сводятся на нет.

Минусом этой технологии обычно считается вероятность отказа в идентификации из-за возможных временных изменений отпечатка пальца (например, в случае пореза). Как мы уже знаем, в подобной ситуации автовладелец может предъявить системе WOODOO другой палец.

Отказ в идентификации также может произойти из-за неправильной ориентации пальца относительно поверхности сканера. На самом деле эта проблема решается очень просто: палец нужно прикладывать к сканеру таким же образом, как и во время записи. Необходимый навык для этого вырабатывается практически сразу.

Ну и последним недостатком этой технологии обычно является то, что исключается абсолютно скрытное пользование системой контроля доступа, так как для идентификации требуется приложить палец к сканирующему устройству. Но, как я уже отмечал, многие автовладельцы не считают это недостатком и даже просят установить сканер на самое видное место.

– А каковы основные преимущества технологии идентификации по отпечаткам пальцев?

– Мы уже рассмотрели некоторые преимущества этой технологии, которые позволяют предотвратить угон в случае кражи ключей. Сразу добавим к этому удобство в эксплуатации, так как автовладельцу не нужно носить дополнительный электронный ключ или брелок. Также отметим простоту и скорость идентификации.


Сканирующее устройство органично вписывается в интерьер салона автомобиля

Надежность этого метода также не вызывает сомнений, так как он самый проверенный и испытанный по сравнению с другими. Здесь же можно сказать о том, что папиллярный узор пальца в течение жизни не изменяется.

Ну и, конечно, весомым преимуществом этой технологии является стоимость, которая в последние годы снизилась до приемлемого значения. Благодаря этому автовладельцы получили возможность приобрести такую ультрасовременную противоугонную систему по вполне доступной цене, хотя еще несколько лет назад об этом приходилось только мечтать.

– И последний вопрос. Каковы ближайшие планы компании "Альтоника" в области разработки и производства противоугонных систем?

– Особое внимание будет уделено дальнейшему развитию линейки иммобилайзеров с транспондерной технологией опознавания автовладельца. Например, в третьем квартале этого года в серийное производство поступят сразу четыре противоугонные системы, которые образуют новый модельный ряд – BLACK BUG BT-72.

В этом году вслед за иммобилайзерами WOODOO WD-800W и WOODOO WD-800 "Альтоника" начнет серийное производство еще двух биометрических систем, не имеющих аналогов в мире. Близится к завершению работа и над другими биометрическими новинками, причем речь идет не о расширении модельного ряда за счет "вариаций на тему", а именно об оригинальном и востребованном функционале.

Беседу вел
Виктор ПАНЮКОВ

Вернуться к списку публикаций

Наши контакты

 

  • Адрес: Москва, Электролитный пр-д, д.3 стр.3
  • Тел:    +7 (495) 132-66-22
  • Email: company@altonika.ru
  • Почтовый адрес: 115230, Москва,  a/я 343

Найти нас на карте

Подписка на рассылку

Системы безопасности Публикации и статьи БИОМЕТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ (журнал "12 Вольт" №8, август 2006)